Оценка для списания имущества
В жизни каждого предприятия наступает момент, когда определенную часть имущества нужно списывать, то есть снимать с бухгалтерского и налогового учета.
Основания для списания имущества могут быть следующие:
- изменение собственника. В данном случае имеет место сделка купли-продажи, внесение в уставный капитал либо паевой фонд иного учреждения, заключение договора дарения, внесение в уставный капитал в соответствии с договором о совместной деятельности;
- неспособность приносить организации экономическую прибыль по причине физического износа, непригодности и ликвидации в результате стихийного бедствия;
- инвентаризация, в результате которой выявлена нехватка;
- ликвидация активов при реконструкции либо реставрации и так далее.
Оценка часто проводится для точного определения стоимости объекта, в отношении которого планируется продажа, дарение, мена, постановка на баланс нового собственника. Для ее проведения приглашается профессиональный оценщик, который должен детально изучить объект и определить уровень его пригодности либо необходимости ликвидации со списанием.
По окончании процедуры им составляется акт, в котором указывается наименование и данные собственника, непосредственно объект оценки, описание его физического состояния и причина списания (дарение, продажа, ликвидация и так далее).
В большинстве случаев подобная процедура проводится в отношении объектов недвижимости, транспортных средств, механизмов и оборудования. По результатам оценки оценщиком предоставляется заключение, содержащее сведения о моральном и физическом износе вместе со стоимостным выражением.
Имея на руках заключение оценки, собственник правильно отражает стоимость списываемых основных фондов в бухгалтерском и налоговом учете, уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли и защищает себя от притязаний контролирующих органов по необоснованному списанию денежной массы. При продаже имущества заключение может быть основанием ценообразования при последующей его реализации.